
Локтионова Галина Агамуратовна
Дата рождения: 21 июня 1971 г.
Стаж работы: 22 года.
Образование: средне – специальное.
Категория:
Награды:
ПРОГРАММА «Предшкольная пора
Пояснительная записка.
Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:
социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
В Постановлении Правительства РФ (октябрь 2001г.) «О Концепции модернизации российского образования за период до 2010г.» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В соответствии с постановлением Правительства РФ (декабрь 2004г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008г.» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет. В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен прежде всего определяться тем, что они дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.
Авторы проекта стремились уйти от конъектурного понимания подготовки детей к школе как узкопредметной (форсированного изучения программы первого класса) и обратили особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Исходя из этого, программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.
Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:
реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Авторы понимают необходимость учета целостности восприятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлагаю интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.
Образование детей на предшкольной ступени предполагает постоянный контроль за процессом обучения и развития.
В группе кратковременного пребывания детей диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май). Её проводит психолог школы.
Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, анкет, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, интервью, бесед с родителями и учителями, позволяющих получить более глубокие и разносторонние сведения о личности ученика.
Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:
исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;
результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;
изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе;
определяются перспективы развития ученика и коллектива;
исследования носят комплексный системный характер;
диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
Характеристика ребенка перед поступлением в школу
Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности - игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.
Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывает интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинства других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему.
Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре,
которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие способности детей так же проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.
Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения; детские движения приобретают произвольный характер.
Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, старается сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность так же проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.
В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно - следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.
Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения.
В программу «Предшкольная пора» входят: программа обучения и развития (для групп подготовки к школе детей с 5 лет); средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги), методические пособия и рекомендации для педагога по каждому разделу.
Структура и содержание программы.
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются шесть разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаём других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.
Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.
Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является
(внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего «Математики» и «Окружающего мира». Например, особое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:
пространственная ориентировка;
умение анализировать форму предмета и изображения;
развитие воображения;
освоение ряда специфических средств художественной выразительности.
Раздел «Играем и фантазируем» направлен на развитие воображения, в значительной степени способствующего успешности обучения ребенка в школе. Особое внимание уделяется такому качеству воображения, как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.)
Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:
принятие и удержание учебной задачи;
самостоятельный выбор средств для достижения результата;
точное выполнение инструкции (правила) игры и др.
Содержание данного раздела реализуется в двух организационных формах - использование дидактической игры как метода обучения в процессе занятий, а также проведение ежедневного «часа игры» (подробнее об этом см. приложение1 «Методические рекомендации»). Программное содержание, реализуемое в игровой час, отмечено в тексте (*).
Организация обучения на этапе предшкольного образования.
Продолжительность обучения: 25 недель (с 1 октября по 1 мая). Октябрь - адаптационный период (см. приложение 2), май – диагностические занятия. В ноябре, декабре, марте – каникулы (в феврале – дополнительные). Общее число занятий по программе – 375;
«Познаём других людей и себя» - 25;
«Познаем мир» - 50;
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 75;
«Учимся родному языку» - 125;
«Учимся рисовать» - 50;
«Физическая культура» - 25;
«Ритмическая гимнастика» - 25.
В условиях неполного дня пребывания детей в школе возможен следующий режим дня:
первое занятие: 8.55 -9.25;
второе занятие: 9.35 -10.05;
игровой час: 10.05 -10.50;
третье занятие: 10.50 -11.20.
четвёртое занятие: 11.40 – 12.10.
Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 -4 занятия в день. Длительность занятия – не более 30 минут. Перерыв между занятиями – не менее 10 минут. Между вторым и третьим занятием – игровой час.
Количество занятий в неделю:
«Познаём других людей и себя» -1;
«Познаем мир» - 2;
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 3;
«Учимся родному языку» - 5;
«Учимся рисовать» - 2.
«Физическая культура» - 1.
«Ритмическая гимнастика» - 1.
«Играем и фантазируем» - во время игрового часа, а также в рамках любого занятия.
С учетом возможностей образовательного учреждения и по согласованию с родителями проводится четвертое занятие по физической культуре, музыке, ритмике.
Поскольку обучение по данной программе предлагается для детей, многие из которых не посещают систематически дошкольное учреждение, не привыкли к коллективным формам взаимодействия со сверстниками, то решение поставленных задач должно осуществляться при соответствующих условиях: необходимо бережно относиться к самочувствию каждого ребенка, учитывать его физическое состояние и здоровье. При наличии у ребенка каких-либо расстройств нервной, вегетативной систем, нарушения осанки, зрения и других особенностей состояния здоровья, требующих коррекции или лечения, образовательное учреждение должно составить индивидуальный план работы, включающий более широкое физическое воспитание ребенка.
Результаты обучения по данной программе показывают:
1. Дети легко вступают в контакт, свободно общаются;
2. Хорошо проводят звуковой анализ слова;
3. Проявляют интерес к дальнейшему изучению родного языка;
4. Умеют самостоятельно находить свои ошибки;
5. Хорошо развивается мелкая моторика руки и пространственная ориентировка;
6. Развивается логическое мышление и воображение.
Учебники.
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. «Играем со звуками и
словами» №1, №2. – М: Издательский центр «Вентана-Граф». 2006г.
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. «Играем и читаем
вместе» №1, №2. . – М: Издательский центр «Вентана-Граф». 2006г.
Салмина Н.Г «Учимся думать». – М: Издательский центр «Вентана-Граф». 2006г
Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой». – М: Издательский центр «Вентана-Граф». 2006г
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»; – М: Издательский центр «Вентана-Граф». 2006г
Козлова С.А. «Я хочу в школу»;
Козлова С.А. «Я и мои друзья»;
Куликова Т.А. «Я и моя семья».
Салмина Н.Г., Глебова А.О. – комплект рабочих тетрадей «Учимся рисовать»: – М: Издательский центр «Вентана-Граф». 2006г
«Клетки, точки и штрихи»,
«Рисование, аппликация и лепка»,
«Анализ форм и создание образа»,