Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 05.07.2025, 22:22

МБОУ, СОШ №1

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 49
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Группа кратковременного прибывания

Локтионова Галина Агамуратовна


Дата рождения: 21 июня 1971 г.


Стаж работы: 22 года.


Образование: средне – специальное.


Категория:


Награды:


ПРОГРАММА «Предшкольная пора

Пояснительная записка.

Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение.

Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:

социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

В Постановлении Правительства РФ (октябрь 2001г.) «О Концепции модернизации российского образования за период до 2010г.» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В соответствии с постановлением Правительства РФ (декабрь 2004г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008г.» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет. В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен прежде всего определяться тем, что они дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.

Авторы проекта стремились уйти от конъектурного понимания подготовки детей к школе как узкопредметной (форсированного изучения программы первого класса) и обратили особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Исходя из этого, программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.

Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:

  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;

  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;

  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;

  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

Авторы понимают необходимость учета целостности восприятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлагаю интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.

Образование детей на предшкольной ступени предполагает постоянный контроль за процессом обучения и развития.

В группе кратковременного пребывания детей диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май). Её проводит психолог школы.

Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, анкет, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, интервью, бесед с родителями и учителями, позволяющих получить более глубокие и разносторонние сведения о личности ученика.

Диагностическая деятельность по программе проводится с учетом следующих условий:

  • исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;

  • результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;

  • изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе;

  • определяются перспективы развития ученика и коллектива;

  • исследования носят комплексный системный характер;

  • диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Характеристика ребенка перед поступлением в школу

Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности - игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывает интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинства других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему.

Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре,

которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие способности детей так же проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.

Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения; детские движения приобретают произвольный характер.

Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, старается сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность так же проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно - следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения.

В программу «Предшкольная пора» входят: программа обучения и развития (для групп подготовки к школе детей с 5 лет); средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги), методические пособия и рекомендации для педагога по каждому разделу.

Структура и содержание программы.


Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются шесть разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаём других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем». Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является

(внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего «Математики» и «Окружающего мира». Например, особое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

  • формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

  • логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

  • символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.

Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:

  • пространственная ориентировка;

  • умение анализировать форму предмета и изображения;

  • развитие воображения;

  • освоение ряда специфических средств художественной выразительности.

Раздел «Играем и фантазируем» направлен на развитие воображения, в значительной степени способствующего успешности обучения ребенка в школе. Особое внимание уделяется такому качеству воображения, как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.)

Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:

  • принятие и удержание учебной задачи;

  • самостоятельный выбор средств для достижения результата;

  • точное выполнение инструкции (правила) игры и др.

Содержание данного раздела реализуется в двух организационных формах - использование дидактической игры как метода обучения в процессе занятий, а также проведение ежедневного «часа игры» (подробнее об этом см. приложение1 «Методические рекомендации»). Программное содержание, реализуемое в игровой час, отмечено в тексте (*).


Организация обучения на этапе предшкольного образования.

Продолжительность обучения: 25 недель (с 1 октября по 1 мая). Октябрь - адаптационный период (см. приложение 2), май – диагностические занятия. В ноябре, декабре, марте – каникулы (в феврале – дополнительные). Общее число занятий по программе – 375;

«Познаём других людей и себя» - 25;

«Познаем мир» - 50;

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 75;

«Учимся родному языку» - 125;

«Учимся рисовать» - 50;

«Физическая культура» - 25;

«Ритмическая гимнастика» - 25.

В условиях неполного дня пребывания детей в школе возможен следующий режим дня:

первое занятие: 8.55 -9.25;

второе занятие: 9.35 -10.05;

игровой час: 10.05 -10.50;

третье занятие: 10.50 -11.20.

четвёртое занятие: 11.40 – 12.10.


Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 -4 занятия в день. Длительность занятия – не более 30 минут. Перерыв между занятиями – не менее 10 минут. Между вторым и третьим занятием – игровой час.

Количество занятий в неделю:

«Познаём других людей и себя» -1;

«Познаем мир» - 2;

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 3;

«Учимся родному языку» - 5;

«Учимся рисовать» - 2.

«Физическая культура» - 1.

«Ритмическая гимнастика» - 1.

«Играем и фантазируем» - во время игрового часа, а также в рамках любого занятия.

С учетом возможностей образовательного учреждения и по согласованию с родителями проводится четвертое занятие по физической культуре, музыке, ритмике.

Поскольку обучение по данной программе предлагается для детей, многие из которых не посещают систематически дошкольное учреждение, не привыкли к коллективным формам взаимодействия со сверстниками, то решение поставленных задач должно осуществляться при соответствующих условиях: необходимо бережно относиться к самочувствию каждого ребенка, учитывать его физическое состояние и здоровье. При наличии у ребенка каких-либо расстройств нервной, вегетативной систем, нарушения осанки, зрения и других особенностей состояния здоровья, требующих коррекции или лечения, образовательное учреждение должно составить индивидуальный план работы, включающий более широкое физическое воспитание ребенка.

Результаты обучения по данной программе показывают:

1. Дети легко вступают в контакт, свободно общаются;

2. Хорошо проводят звуковой анализ слова;

3. Проявляют интерес к дальнейшему изучению родного языка;

4. Умеют самостоятельно находить свои ошибки;

5. Хорошо развивается мелкая моторика руки и пространственная ориентировка;

6. Развивается логическое мышление и воображение.

Учебники.

Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. «Играем со звуками и

словами» №1, №2. – М: Издательский центр «Вентана-Граф». 2006г.

Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. «Играем и читаем

вместе» №1, №2. . – М: Издательский центр «Вентана-Граф». 2006г.


Салмина Н.Г «Учимся думать». – М: Издательский центр «Вентана-Граф». 2006г

Щербакова Г.И. «Знакомимся с математикой». – М: Издательский центр «Вентана-Граф». 2006г


Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе»; – М: Издательский центр «Вентана-Граф». 2006г

Козлова С.А. «Я хочу в школу»;

Козлова С.А. «Я и мои друзья»;

Куликова Т.А. «Я и моя семья».


Салмина Н.Г., Глебова А.О. – комплект рабочих тетрадей «Учимся рисовать»: – М: Издательский центр «Вентана-Граф». 2006г

«Клетки, точки и штрихи»,

«Рисование, аппликация и лепка»,

«Анализ форм и создание образа», 

Поиск
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz