Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Советы для родителей(по
материалам книги американского психолога
Линды Алберт «Как справиться с детьми») Зиновьева
Н.О. По
возможности, избегайте фраз, типа «Да,
но…» Подобные
фразы мы часто используем, когда
сопротивляемся изменениям. Дело в том,
что иногда нам кажется легче и безопаснее
жить по-старому, нежели пробовать что-то
новое. Так, например, если у ребенка
возникает проблема, он обращается к
родителям за советом. Те предлагают ему
различные варианты выхода из ситуации,
ребенок их выслушивает, а потом находит
кучу оправданий, чтобы не воспользоваться
родительскими советами. Таким образом,
существующая проблема никак не решается.
То же самое относится и к поведению
родителей. Взрослые часто оправдывают
свои повторяющиеся, но безрезультатные
действия в отношении детей нехваткой
времени либо наличием сомнений в
результативности новых действий, которые
они даже не опробовали. Чтобы изменить
отношение ребенка к вашим советам, стоит
предпринять иные, отличные от прежних,
действия. Пробуйте иногда в виде
эксперимента сделать что-то по-другому
— и вы увидите, насколько по-новому
отреагирует на вас ребенок.
Ожидайте,
что время от времени вы будете испытывать
негативные эмоции. Никто
из нас не застрахован от неудач в жизни.
Поэтому наше естественное желание
оградить детей от негативного опыта, в
конечном счете, служит им плохую службу.
Они не получают знаний и умений, как
действовать в случае неприятностей и
как их переживать, когда они станут
старше. Очень важно научить детей
адекватно реагировать как на хорошие,
так и на плохие события в их жизни, что
сформирует их уверенность в себе. Однако
это не означает, что дети будут реагировать
на свои «детские» негативные ситуации,
как зрелые взрослые. Нет, они могут
хныкать, жаловаться, топать ногами, т.е.
всячески просить у вас помощи. Постарайтесь
не сразу бросаться на помощь и защиту,
чтобы дети научились переживать временные
негативные эмоции и справляться с ними.
Именно в такие моменты, а не только в
моменты успеха, формируется уверенность
маленького человека в себе.
Не
обращайтесь к прошлому, чтобы понять
сегодняшнее поведение ребенка. Когда
дети нас расстраивают своим поведением,
мы часто оглядываемся назад, чтобы найти
в прошлом причины такого поведения.
Делать это стоит не всегда. Во-первых,
практически невозможно вычленить
какое-то одно событие из прошлого,
повлиявшее на настоящее. Даже, если мы
его обнаружим, изменить его уже невозможно
— оно уже произошло, состоялось.
Во-вторых, родители часто начинают
чувствовать себя виноватыми, что что-то
когда-то они сделали не так, и это
удерживает их от адекватных реакций на
нарушение в поведении детей сегодня.
Вместо применения дисциплинарных
методов родители начинают жалеть,
утешать ребенка. Такие действия вредны
в ситуациях, когда ребенок нарушает
поведение. Помните, когда он делает свой
личный выбор, как себя вести — слушаться
или не слушаться, делать уроки или не
делать и т.п., вы своим поведением, своей
реакцией обучаете ребенка как
конструктивным, так и деструктивным
действиям.
Научитесь
уважительно разговаривать с ребенком. Детские
психологи часто советуют родителям
говорить с ребенком как со своим лучшим
другом, языком не только любви, но и
уважения. Для этого необходимо составить
список всех негативных ярлыков,
саркастических, унижающих слов и в
буквальном смысле выкинуть их из своего
словаря. Также уберите команды, приказы,
требования — обычно дети протестуют
именно против них. Дети к вашим крикам
или повышению тона рано или поздно
привыкают — они могут использоваться
только в исключительных случаях (ребенку
угрожает опасность). Используйте слова,
которые формируют уверенность и высокую
самооценку вашего ребенка. Язык уважения,
на котором вы станете разговаривать,
позволит вашим детям выбирать более
конструктивное поведение, участвовать
в принятии решений и научиться нести
ответственность за свой выбор. Родителям
нет необходимости демонстрировать свою
злость и враждебность — это только
усилит борьбу между вами и ребенком.
Очевидно, что родителям придется
потратить некоторое время, чтобы
научиться языку уважения — ведь они
так долго говорили на другом языке. По
мере использования новых слов, новых
умений, проблемы, связанные с поведением
детей, начнут постепенно уменьшатся, и
разговаривать с ними уважительно вам
будет все легче и легче.
Когда
молчание — золото. Конфликты
между родителями и детьми разгораются
все ярче, когда обе стороны не могут
вовремя остановиться. Давайте вспомним
старую поговорку: молчание — золото.
Родители зачастую жалеют о словах,
вырвавшихся в запале борьбы. Психологический
парадокс заключается в том, что, те
слова, которые мы используем, чтобы
урезонить детей, на самом деле, усиливают
их сопротивление. О том, как правильно
разговаривать с детьми, написано во
многих книгах по вопросам воспитания.
Подобные рекомендации работают в
большинстве случаев, за исключением
тех ситуаций, когда дети ведут себя
неадекватно. Тогда требуются действия,
а не слова. Не говорите ничего до тех
пор, пока эмоции не улягутся, и пока вы
и ваш ребенок не сможете разговаривать
спокойно. Также важно помнить, что после
того, как ваш ребенок переживал какой-то
негативный опыт, ваши слова «Я же тебе
говорил!» или «Вот посмотри, что
происходит, когда ты меня не слушаешь!»
могут обесценить урок, который получил
ваш ребенок, переживая неприятности. И
еще: помните, что можно выразить свои
негативные эмоции не открывая рта.
Нахмуренные брови, сжатые губы, взгляд
в упор, покачивание головой, могут
оказать гораздо больший эффект, нежели
слова.
Избегайте
использовать метод «кнута и пряника». Когда
мы используем систему поощрений и
наказаний, мы награждаем ребенка за
хорошее поведение и наказываем за
плохое. Однако психологи говорят о том,
что подобная система помогает только
тогда, когда мы рассчитываем на
кратковременный эффект. Долговременного
эффекта такой подход не дает. Что касается
поощрений («если ты помоешь посуду, я
дам тебе 5 рублей»), то в каждый следующий
раз аппетиты ребенка могут увеличиваться,
и начнется торговля, которая к воспитанию
не имеет никакого отношения. Что касается
наказаний, то они также действенны очень
недолго. Зато дети сами научаются тому,
как наказывать родителей. Например, они
могут устраивать ссоры со своими братьями
и сестрами; «забывать» выполнять домашние
обязанности; плохо учиться в школе и
т.п. Нравится нам это или нет, но современные
дети считают, что, если у родителей есть
право их (детей) наказывать, то дети
имеют точно такое же право наказывать
родителей. Очень быстро ребенок начинает
понимать, что самый эффективный способ
наказания родителей — сделать им больно,
«ударив» по тому, чем они дорожат больше
всего. Кроме того, когда метод «кнута и
пряника» применяется часто, дети учатся
хитрить, изворачиваться, чтобы не быть
пойманными. А когда дети используют оба
варианта, именно тогда родители начинают
считать себя неуспешными.
Что
делать, когда родители не могут
договориться о том, как воспитывать
ребенка. В
таких случаях родители часто испытывают
чувство растерянности, беспомощности
и даже злости друг на друга. Тем не менее,
даже не договорившись по поводу методов
воспитания, родители могут успешно
воспитывать ребенка. Дети гораздо
смышленее и гибче в социальном плане,
чем мы думаем. Представьте себе, с каким
количеством взрослых им приходится
общаться, когда они поступают в начальную
школу. И у каждого из этих взрослых свое
представление о том, какой подход нужен
к ребенку, как воспитывать его «правильно».
Дети прекрасно в этом разбираются и в
общении с кем-то из взрослых знают, что
можно и чего нельзя. Что
же делать, когда родители придерживаются
разных подходов к воспитанию ребенка? —
Не позволяйте детям объединяться с
одним родителем против другого. Многим
знакома такая ситуация: когда папа (или
мама) говорит ребенку «нет», например,
что-то не разрешает, тот идет к другому
родителю, который говорит «да». Ни в
коем случае не делайте этого! Избегайте
вмешательства в отношения между ребенком
и другим родителем. Позвольте им самим
научиться решать возникающие проблемы. —
Не критикуйте методы воспитания вашего
супруга или супруги. У каждого родителя
есть свой взгляд на то, как взаимодействовать
с ребенком, и он сам должен понять,
удачный прием воспитания он выбрал или
нет. — Если ваш супруг не желает
применять ваши методы воспитания, это
не значит, что вы должны отказаться от
них. — Будьте осторожны в выражении
негативных чувств, когда ваш супруг
отказывается применять те методы
воспитания, которые используете вы:
злость и раздражение могут перекинуться
на ребенка. — Если вы часто спорите
со своим супругом по поводу методов
воспитания ребенка, скорее всего, у вас
существуют разногласия и в других
областях семейной жизни. Трудности,
возникающие при воспитании детей,
маскируют более глобальные проблемы
взаимоотношений. Попробуйте сначала
разрешить не родительские, а супружеские
разногласия. Если не можете решить их
сами, обратитесь к специалисту —
психологу, или психотерапевту.
Не
допускайте вмешательство со стороны в
процесс воспитания вашего ребенка. Часто
последовательно воспитывать ребенка
мешает нежеланное и неожиданное
вмешательство со стороны родственников,
друзей, соседей. Иногда кажется, что они
даже получают удовольствие, критикуя
ваши «неправильные» методы воспитания
и предсказывая различные несчастья,
если ваши действия отличаются от их
собственных представлений. Особенно
это свойственно старшему поколению,
которое воспитывалось в авторитарных
традициях. «Заставь его слушаться»,
«Скажи ей строгим голосом» и тому
подобные советы знакомы всем нам. Если
вы будете следовать им, то почувствуете
себя неудачным родителем, и ваша решимость
пробовать другие подходы в воспитании
ослабеет. Постарайтесь сформировать в
себе уверенность в том, что вам не нужны
советы со стороны, воспитывайте своего
ребенка так, как сами считаете нужным.
Чтобы в подобных ситуациях избежать
конфликта, нежеланным советчикам можно
сказать: «Это мой выбор в воспитании
ребенка. Спасибо за ваш совет, однако,
я думаю поступить иначе». После этого
попробуйте сменить тему разговора. Удовлетворяя
потребности ребенка, не забывайте о
себе. Дети
наслаждаются жизнью, купаясь во внимании
всех взрослых членов семьи. Благодаря
этому у них формируется чувство значимости
и ценности. Однако постоянное (т.е.
излишнее) внимание к ребенку может
навредить ему. Существуют важные события
в его жизни — дни рождения, поступление
в школу, переход из класса в класс, победа
в соревнованиях и т.п., когда он становится
центром всеобщего внимания, и это
способствует усилению его мотивации —
продолжать в том же духе. Но, отметив
успех ребенка, родители обязательно
должны переключаться на удовлетворение
собственных нужд и потребностей. Детей
необходимо приучать к тому, что если
родители заняты собой — это естественно.
Дети, которые это осознают, искренне
радуются, когда родители отрываются от
своих дел, чтобы побыть с ними вместе,
и не воспринимают постоянное присутствие
мамы рядом, как само собой разумеющееся.
Когда родители уделяют внимание ребенку
постоянно, удовлетворяют все его
потребности, накапливается их личностная
неудовлетворенность, они начинают чаще
злиться, срываться на ребенка, в то время
как он растет эгоцентричным и не умеющим
сотрудничать. Необходимо находить
разумный баланс между интересами ребенка
и своими собственными интересами.
Как
показать ребенку, что о нем заботятся. Каждому
ребенку хочется чувствовать, что о нем
заботятся. Это дает ему ощущение
безопасности, знание того, что кто-то
большой и сильный находится рядом с
ним, чтобы защитить его. Ребенок в такие
моменты чувствует себя не просто
защищенным, но и особенным, уникальным
для своих родителей. В сказке Антуана
де Сент-Экзюпери описано возникновение
похожих отношений между Маленьким
принцем и его Розой. Однажды Маленький
принц покинул свою планету, оставив
Розу, и отправился путешествовать по
Вселенной. На одной из планет он увидел
луг, полный розовых кустов. Все они были
похожи на его Розу, и на одно мгновение
ему показалось, что его Роза не такая
уж и особенная. А потом он вдруг понял,
что именно его забота делает Розу
особенной. Чем больше он ухаживал за
ней — поливал, удобрял, защищал от
непогоды — тем более уникальной она
для него становилась. Что касается наших
детей, забота о них не означает передачу
им особых привилегий, заботясь, мы
показываем их значимость и важность
для нас. Мы заботимся о детях, когда
сопереживаем их проблемам, расстраиваемся
из-за их слабостей, стараемся оградить
их от смущения и унижения, когда помогаем
им выполнять домашние задания, когда
делаем им подарки, устраиваем праздники.
Обычно дети чувствуют внутреннюю
благодарность к родителям, когда те
задают вопрос: «Чем я могу тебе помочь?»
Воспитание у ребенка четкого понимания,
что можно, и чего нельзя, также формирует
атмосферу безопасности и заботы, несмотря
на то, что дети периодически протестуют
против ограничений. Однако будьте
осторожны: слишком много помощи и услуг
ребенку формирует в нем зависимость и
беспомощность. Например, если вы будете
делать за него домашнюю работу, то у
ребенка не разовьется чувство
ответственности. Более того, снизится
уверенность в себе, равно как и самооценка.
Как же найти золотую середину между
заботой и услужением? Безусловно, бывают
трудные ситуации, когда наша помощь
просто необходима и требуется
незамедлительно. Но избегайте регулярно
делать для ребенка или вместо него то,
что он в состоянии сделать сам. Позитивный
опыт взаимодействия с родителями
становится тем ресурсом, который
сокращает или снижает интенсивность
ссор и конфликтов. |
Календарь |
---|
« Июль 2025 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|